ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ
Уважаемые форумчане!!!Внимание! Важная информация для РЕГИСТРАЦИИ на форуме:

Пожалуйста, не регистрируйтесь на этом форуме с электронными адресами mail.ru, bk.ru, inbox.ru, list.ru - вам могут не приходить письма с форума!
Вы можете воспользоваться адресами типа yandex.ru, rambler.ru, gmail.com и т.д.


ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ
 
ФорумФорум  ПорталПортал  СобытияСобытия  ПоискПоиск  РегистрацияРегистрация  ВходВход  
УВАЖАЕМЫЕ ФОРУМЧАНЕ И ГОСТИ ФОРУМА!!!НАШ ПРОЕКТ «ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ» ПРИГЛАШАЕТ ЖЕЛАЮЩИХ НА ОБУЧЕНИЕ В НАШИ ШКОЛЫ, КУРСЫ, ПРАКТИКУМЫ, МАСТЕР-КЛАССЫ, СЕМИНАРЫ. А ТАКЖЕ В НАШЕМ ПРОЕКТЕ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ ВЕДУТ ПРИЕМЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ- ПРАКТИКУЮЩИЕ МАСТЕРА. ПРОВОДЯТСЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЙ И СОСТОЯНИЙ, ОКАЗЫВАЮТСЯ УСЛУГИ ПО РЕШЕНИЮ ВАШИХ ПРОБЛЕМ.
Последние темы
» Коронавирус - встретим врага во всеоружии! Дыхательные упражнение для иммунитета от Доктора Шишонина
Змея в мифологии калмыков EmptyСегодня в 22:29 автор Cyanea

» ГАДАНИЕ БЕСПЛАТНО НА ТАРО
Змея в мифологии калмыков EmptyСегодня в 22:16 автор Cantio

» РУЧЕЕК СТАВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МАЛЫША BUTTERFLY
Змея в мифологии калмыков EmptyСегодня в 12:36 автор Карима

» МАГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ - БЕСПЛАТНЫЙ ПРОСМОТР
Змея в мифологии калмыков EmptyСегодня в 11:17 автор Гелла

» ВОЗВРАЩЕНИЕ ДУШИ
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 22:12 автор Iden

» ЗАПИСЬ: МК «РАБОТА С ДЕНЕЖНЫМ КАНАЛОМ И КРАДНИКАМИ. ДЕНЬГИ И ФИНАНСОВОЕ ИЗОБИЛИЕ.»
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 21:42 автор Cyanea

» Рабочий обряд на исполнение желания
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 21:36 автор Cyanea

» ЗАПИСЬ!!! МИНИ-КУРС: «КОЛДОВСТВО НА КЛАДБИЩЕ от А до Я»
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 12:02 автор Cyanea

» СТАВ "ГИГИЕНА" Автор : Санкит ДАННЫЙ СТАВ ТАКЖЕ ПОДОЙДЕТ ОТ ИНФЕКЦИЙ.
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 11:50 автор Cyanea

» ПРЕДСКАЗАНИЕ БЕСПЛАТНО НА РУНИЧЕСКОМ ОРАКУЛЕ "ВИКИНГИ"
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 8:27 автор Регина

» Печать для лечения здорового глаза (автор - Legenda)
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 7:35 автор Леший

» ЗАПИСЬ!!! МИНИ-КУРС «МАГИЯ НА ДОМУ»
Змея в мифологии калмыков EmptyВчера в 0:10 автор Cyanea

» ШАМАНСКАЯ БОЛЕЗНЬ
Змея в мифологии калмыков Empty26.03.20 16:45 автор Iden

» ДИАГНОСТИКА НЕГАТИВА (бесплатно) ПО ФОТО ОТ Malfrida
Змея в мифологии калмыков Empty26.03.20 12:33 автор Изольда

» ЧТОБ НЕ ПИЛОСЬ, НЕ КУРИЛОСЬ, НЕ КОЛОЛОСЬ (ЦЕЛИТЕЛЬСКОЕ)авт. BEZDNA
Змея в мифологии калмыков Empty26.03.20 11:35 автор Karina89

Мы в социальных сетях
Мы в Ютубе
Змея в мифологии калмыков Youtub13

Кто сейчас на форуме
Сейчас посетителей на форуме: 73, из них зарегистрированных: 6, скрытых: 1 и гостей: 66 :: 2 поисковых систем

Asidus, Cantio, Cyanea, kapelka, MALFRIDA, zetazeta

Больше всего посетителей (895) здесь было 22.12.19 3:19
Фаза Луны
Март 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
КалендарьКалендарь
 

 Змея в мифологии калмыков

Перейти вниз 
АвторСообщение
Iden
Модератор
Iden

Сообщения : 2910
Дата регистрации : 2016-04-23

Змея в мифологии калмыков Empty
СообщениеТема: Змея в мифологии калмыков   Змея в мифологии калмыков Empty08.03.20 22:50

В мифологии калмыков образ змеи занимает особое место. Суеверные калмыки считали, что змеи бывают несколько видов - это змея с двумя головами и рогатая змея. Среди калмыков существовал обычай выспрашивания рогов у змеи: нужно было сесть перед ползущей змеей и расстелить белый платок и тогда змея, сбросив рога на белый платок, ползет дальше. Калмыки считали, что эти рога бывают золотого или серебряного цвета. Встреча со змеей носит у калмыков знаковый характер.

Наши полевые исследования, которые проводились в 2008 году в Кетченеровском районе Калмыкии со сбором сведений об обрядах встречи со змеей позволяют сказать, что встреча со змеей, по мнению калмыков, имеет позитивный характер. Информант в этом случае говорит, что встреча со змеей - хорошее предзнаменование, сулящее изменение в образе жизни человека. О таком человеке узнавали быстро, о нем говорили, что он счастливый человек, что в его доме с этих пор поселится «кишг» - счастье. Человек, которому змея подарила рога, должен был сшить маленький мешочек и там его хранить, положить около бурханов, предварительно окропив его молоком, а также символически подарить рогам одежду - оскаль - кусочки ткани белого и желтого цветов. С этого времени человек имел право заниматься лечением (инф. А. С. Бадминова).

По представлениям калмыков, со змеей может встретиться не всякий человек, а только человек с хорошей кармой, с хорошими и добрыми чувствами. Нам всей территории Калмыкии сохранились устные рассказы, повествующие о встрече со змеей. Обычно они следующего содержания, как нам рассказывала А. Нимеева:

«Мой прадед, его звали Баган Буджа, однажды встретился с необыкновенной змеей. Скакал он по безлюдной степи и вдруг конь, дотоле скакавший спокойно, резко остановился. Так, что с места не сдвинешь. Стал тихо ржать. Слез Баган с коня и видит, что поперек дороги лежит змея, с виду необыкновенная - белого цвета и с маленькими рогами. Тогда мой прадед вытащил из кармана белый платок, постелил его перед собой и стал молиться, бить поклоны. Тогда змея подползла к нему поближе и оставила на белом платке свои маленькие рога.

Мой прадед рассказал об этом случае в хуруле. Гелюнги объяснили, что это дар его предков свыше. С помощью змеиных рогов хорошо излечиваются разные опухоли женской груди, а также опухоль коровьего вымени, потертости от седла на теле коня. Человек, которому были подарены змеей рога, должен был аккуратно с ними обращаться, также нарядить их в белую и красную одежду, хранить в мешочке, предварительно положив в него медную и серебряную монету» (инф. А. Нимеева, пос. Эвдык Кетченеровского района).

В настоящее время семья Нимеевых проживает в городе Элисте. До сих пор в семье бережно хранятся змеиные рога, на которые надето мно­жество подарков - омскул, согласно ритуалу. К ним приходят страждущие с целью излечения разных болезней, преимущественно опухо­лей.

Общим для таких рассказов является так называемый базовый мотив - выспрашивание змеиных рогов с помощью расстилания белого платка. Примечательно, что встреча со змеей в пути человека имеет прямую связь с обрядом отправки в путь. Человеку, отправляющемуся в путь, дарят подарки, преимущественно белого цвета, чтобы дорога была беспрепятственной, в том числе монеты, которые выполняли охранительную роль (Басангова, 2008: 413).

Как видно из обряда со встретившимися змеями, ношение этих предметов в пути носит утилитарный характер. Данный жест с расстиланием белого платка, чтобы получить богатство, а в дальнейшем получить дар лекаря, сохранен в русской традиции. А. Н. Афанасьев приводит рассказ о том, что если на Воздвиженье положить в лесу белый платок, то сюда сползутся змеи с золотыми рожками, станут сбрасывать свои рожки на платок: кто их возьмет, тот будет счастлив. (Афанасьев,1996: 164).

Если у калмыков змея должна встретиться с человеком случайно, то у русских обозначен день, когда в лесу нужно стелить белый платок, чтобы на него заползли змеи. Фольклорная традиция калмыков не сохранила элементов речи, которые должен говорить человек змее. Но попытки узнать язык змей сохранились в калмыцких сказке «О встрече трех мужчин со змеей» из репертуара Санджи Манджикова. Змея предстает перед путешественниками в следующем виде: хвост держит в пасти. Когда стал путник падать на змею, тогда змея высунула свой язык, и человек лизнул его, по просьбе змеи. С этих пор человек стал понимать язык змей (Хальмг туульс, 1968: 204).

По всей видимости, вместе с даром знания змеиного языка, человек получает дар провидения и дар лечение. В этом же сюжете человек, преодолев некоторое расстояние со змеей, на которой он сидит верхом, доезжает таким образом к змее - супруге, которую он излечивает, вытащив большую занозу из ее спины, затем плюнув три раза и посыпав песком. Дар змеи мужчине представляет собой листочек, который он должен был положить перед сном под подушку и уснуть. Так и сделал этот мужчина. С этих пор он стал понимать язык все существ-червей, лягушек, мышей и змей. Об ойратском богатыре Бум Эрдени говорится, что «он с детства знал язык шестидесяти существ» (Монголо-ойратский героический эпос, 1923: 143). Здесь, видимо, обозначено представление о наследственном даре знания языка животных.

Нам удалось записать обряд обучения умению говорить: «Если маленький ребенок не умел говорить, то на помощь звали человека, обладающего красноречием, и тот старался лизнуть язык маленького ребенка» (инф. Б. Манджиева). Калмыки отождествляют змей с духом воды - лусом. Духу воды - лусам приносят жертвы на празднике «усунаршан». В монгольской традиции, если «человеку встретится змея, проглотившая мышь, ее нужно погладить и этот человек становится костоправом» (Баярсайхан, 2002: 54).

Герой калмыцкой сказки в пути часто встречает змею, которая быстро растет. Герой постепенно знакомится со змеиным языком. В сказке описывается ритуал передачи знания змеиного языка: змея просит героя лизнуть ее язык, и с этих пор герой сказки понимает язык змей. Кал­мы­ки о человеке с язвительным языком говорят: моєа келті (со змеиным языком).

Т. В. Цивьян отмечает, что «змеи - основообразующий персонаж в модели мира» (Цивьян, 1984: 85). Один из главных героев калмыцкого героического эпо­са «Джангар» - Хонгор - связан своим происхождением с нижним миром: его матерью является Шилті Моєа хатн (ханша Хрустальная Змея). В эпосе приведен ряд сравнений змеи с неодушевленными предметами: с прутом, веткой, палкой, ремнем, дорогой. Подтверждают эти уподо­б­ле­ния образцы калмыцких загадок, в которых змея сравнивается с плетью, веревкой (Калмыцкие загадки и пословицы, 1960: 230, 235)..

Змеиная шкура применялась при лечении опухолей (хавдр) на коже. Человек, нашедший шкуру змеи, должен был ее высушить и хранить потом в специальном мешочке. Обряд лечения построен на имитативной магии: кожу змеи прикладывают к коже человека.

В устных рассказах калмыков сохранилось представление о змее необычайно больших размеров, отличавшейся от степных гадюк. Змея селилась в местности, богатой родниками, с садами и огородами, и постепенно становилась хозяйкой этих угодий, а также хранительницей расположенного там жилья. В пределах места обитания змеи люди не боялись ее, а при встрече с ней произносили заговор: «Змея, змея, зайди в свою нору» или произносили: «Фу, фу!», посыпали ей вслед золу или песок. Таким же об­разом заговаривали змеиный след (инф. А. С. Бадминова, 1922 г. р., ики-дербет, род икичонс). Также у каждого калмыцкого рода были тайные знания, которые передавались из рода в род. Таков, например, заговор, говорившийся при рождении ребенка.

Для облегчения р­одов женщины из рода оргакин пили змеиный отвар. Змеиную шкуру заготавливали летом, предварительно ее высу­шив. Отвар из кожи змеи выпивали непосредственно перед началом схваток, и тогда ребенок, по мнению информантов, как змея извиваясь, должен выйти из утробы матери. В данном ритуале, записанном от представителей рода, наблюдаются отголоски культа змей. Возможно, текст заговора звучал следующим образом: «Мой ребенок, выйди из материнской утробы, извиваясь, подобно змее» (инф. Людмила Оконова, 28 лет, дербетка, род оргакин, запись автора. Полевой дневник автора, 2006 г.).

Таким образом, в фольклорной традиции калмыков образ змеи многозначен и динамичен, требует дальнейшего изучения. Народные представления о змее сохранились также у современных калмыков.

Автор: Басангова (Борджанова) Тамара Горяевна.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Змея в мифологии калмыков
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ЧЕРНАЯ И БЕЛАЯ МАГИЯ :: ШАМАНИЗМ-
Перейти:  
Вверх страницы

Вниз страницы