Декабрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | | | Календарь |
|
|
| Символика птиц в Алхимии | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Гость Гость
| Тема: Символика птиц в Алхимии 27.08.15 0:16 | |
| СИМВОЛИКА ПТИЦ В АЛХИМИИ
В алхимических текстах встречается озадачивающее, на первый взгляд, многообразие животных символов — красных львов, белых орлов, оленей, единорогов, крылатых драконов и змей. Может показаться, что вся эта сложная масса символов отчасти вымученна и перепутана, но, оказывается, между этими символами (которые алхимики древности определенным образом использовали для отображения эзотерической подоплеки) существует внутренняя связь.
Рассмотрим подробнее весьма тесно взаимосвязанную группу "алхимических" птиц: - Черного Ворона - Белого Лебедя - Павлина - Пеликана - Феникса
Конечно, было бы неверным предполагать, что у этих символов существуют жесткие фиксированные смыслы - алхимики всегда смешивали используемые образы. Однако, если учесть, что птицы возникают в указанной последовательности, можно быть почти уверенным, что вполне применимо нижеследующее объяснение.
Но сначала рассмотрим символы в целом. Что алхимики хотели символизировать посредством птиц?
Основное качество птиц в том, что они, обитая в стихии воздуха, являются посредниками между земной реальностью и небесным миром. Алхимик, наблюдая за полетом птиц, узнавал в них картину человеческой души, проходящей духовное развитие. Душу, устремляющуюся вверх; летящую независимо от ограничений привязанного к земле тела в поисках небесного света; нуждающуюся, алхимик символизировал птицей. Таким образом, алхимические символы птиц отражают внутренний опыт Алхимии Души — парЕние души, свободной от физических чувств и ограничений тела, привязанного к земле.
Душа в созерцательных практиках алхимии соприкасается с духовным миром и снова возвращается оттуда, привнося НЕЧТО во внешнюю жизнь. Птицы, как символы посредничества между физическим и духовным мирами, отражают определенные архетипические процессы, с которыми Душа сталкивается в своем развитии в рамках алхимического процесса.
Все эти символы использовались двояко. Во-первых — в качестве описания в тексте одного из аспектов процесса. Так, алхимик мог обозначить некий процесс, как стадию Пеликана, и описать ее определенные грани, используя, возможно, иные символы. Во-вторых, данные символы птиц могли быть использованы в качестве предмета для созерцания и, посредством внутреннего выстраивания такого символа, становилась возможной душевная связь с сущностным опытом определенной стадии процесса алхимии души. Остановимся на этом более детально.
Черный Ворон в духовной алхимии является началом Великого Делания. Он указывает на начальные стадии встречи алхимика со своим внутренним Космосом, посредством удаления от внешнего мира чувств при помощи медитации и вхождения в то, что первоначально является черным внутренним миром души. Поэтому такая стадия в алхимических текстах описывается также как "почернение", опыт Nigredo, и часто изображается как процесс смерти — в форме caput mortuum (головы смерти) или, как видно из некоторых алхимических изображений, в виде алхимика, умирающего внутри колбы. Таким образом, в символе Черного Ворона мы встречаемся с сознательным выходом из мира физических чувств — ограничений, привязывающих нас к физическому телу.
Следующая стадия часто представлена символом Белого Лебедя. Теперь алхимик начинает проживать опыт внутреннего мира, как наполненность Светом — опыт первоначальной внутренней яркости, которую зачастую ошибочно принимают за истинное озарение. Это всего лишь первое сознательное соприкосновение с тонким миром, и по сравнению с опытом физических чувств — опыт настолько всепоглощающий, что изображается в виде яркого белого света.
Такое состояние известно алхимической традиции, и эта стадия символизируется Белым Лебедем. Лебедь — птица, которую редко можно увидеть летящей, но чаще — плывущей по озеру или реке, изящно скользящей по водной глади, а, говоря в духовных терминах, — по поверхности Души, тонкой оболочке между собственно душой и физическим миром.
Следующая стадия - Павлин. Здесь алхимик приступает к внутреннему опыту астрального мира, который первоначально представлен как постоянно меняющиеся цветные узоры. Такой опыт в алхимии часто символизируется соответствующим изображением хвоста павлина с его роскошной переливчатостью цветов. В терминах последовательности из пяти стадий, кульминация достигается именно на стадии Павлина.
К этому моменту алхимик обретает знание о неизвестных ему доселе сторонах своего бытия — тонких силах и астральном теле. В сущности, эти опыты произошли именно с ним, хотя он, чтобы продвинуться дальше, должен начать работать над своим внутренним существом.
Столь активная работа с силами Души прекрасно символизируется Пеликаном. Эта птицам представлена пронзающей свою грудь клювом, и кормящая птенцов собственной кровью. Алхимик должен войти в жертвенные отношения со своей внутренней сущностью. Собственными душевными силами он должен вскармливать развивающийся внутри него духовный эмбрион. Любой, кто идет по пути подлинного духовного развития, прекрасно осведомлен о таком опыте.
Образ самого себя должен быть изменен, трансформирован, принесен в жертву развитию духовного "Я". Это практически неизменный глубоко болезненный опыт. Из этого, в конечном счете, появляется духовное "Я", преображенное опытом Пеликана. Пеликан в духовном смысле являлся полноценным образом пути Христа и использовался в качестве такового первыми алхимиками. Завершает процесс развития души птица Феникс. Она строит себе гнездо (которое в то же время является погребальным костром), а затем, поджигая его, сжигает и себя. Но из пепла Феникс восстает преображенным. Здесь мы сталкиваемся с алхимическим опытом одухотворения — Алхимик трансформировал свою сущность в такой степени, что уже не зависит от физического тела, как основы своего существа. Теперь он находится перед несомненностью духовного — в этом смысле, он обрел Философский Камень - духовный стержень своего существа.
|
| | | | Символика птиц в Алхимии | |
|
Похожие темы | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |