Кто сейчас на форуме | Сейчас посетителей на форуме: 52, из них зарегистрированных: 2, скрытых: 0 и гостей: 50 :: 3 поисковых систем chakra7299, kolaБольше всего посетителей ( 895) здесь было 22.12.19 3:19 |
Октябрь 2024 | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | | | | Календарь |
|
| | Гарм | |
| | Автор | Сообщение |
---|
Risiya Рунолог
Сообщения : 9133 Дата регистрации : 2013-06-09
| Тема: Гарм 12.02.17 6:40 | |
| Гарм[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]Garmr — оригинальное написание имени Гарма на древне-скандинавском языке Мировая мифология знает достаточно много образов, которые обобщенно могут быть названы «адскими псами». Это охранники Преисподней и вестники смерти, мучители душ человеческих и участники Дикой охоты, проводники умерших на тот свет и охотники за душами грешников… Считается, что у этих персонажей есть общий прообраз – четырехглазые псы древнеиндийской мифологии, собаки-слуги бога смерти и умерших Ямы (1). В скандинавской мифологии, богатой на волчьи мотивы, одним из волкоподобных персонажей и адских псов является существо по имени Гарм. Еще его называют Манагарм или Гармр, что иногда переводят нак «Лунный пес» (457). На самом деле, в мифологии иногда достаточно трудно развести понятия «собака» и «волк», ибо внешне они зачастую практически идентичны. Особенно в своем чудовищном, монструозном варианте. К слову сказать, такое внешнее родство в некоторых славянских диалектах фиксируется словом "хорт", что использовалось для описания промелькнувшего силуэта, который то ли дикому волку принадлежал, то ли домашнему псу. Различие между образами волка и собаки происходило скорее именно по линии "прирученный – дикий", "безопасный – опасный". Это рассуждения не праздные, но попытка объяснить тот факт, что Гарм мыслился то как пес, то как волк; обычно как самостоятельный персонаж, а иногда как одно из воплощения демонического волка Фенрира. Такая вот амбивалентность главного волчьего образа скандинавской мифологии: когда он в диком состоянии – это Фенрир, когда в прирученном – Гарм. В общем, считается, что Гарм — "двойник" Фенрира (2). Дерево лучшее ясень Иггдрасиль, лучший струг — Скидбладнир, лучший ас — Один, лучший конь — Слейпнир; лучший мост — Бильрест, скальд лучший — Браги и ястреб — Хаброк, а Гарм — лучший пес. "Речи Гримнира" ст. 44 (532, с.43) _________________ Ничто не случайно...... МЫ РАБОТАЕМ С ВАМИ [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС | |
| | | Risiya Рунолог
Сообщения : 9133 Дата регистрации : 2013-06-09
| Тема: Re: Гарм 12.02.17 6:41 | |
| Исходя из этих соображений считается, что родителями Гарма (как и Фенрира) являются бог-трикстер Локи и великанша Ангрбода (216). Собой Гарм представляет «гигантского устрашающего волка, доисторическое существо с огромной головой, очень свирепое и сильное. Обычно одного взгляда на этого хтонического пса-волка достаточно, чтобы повергнуть людей в ужас и обратить в бегство» (457). Будучи прикованным к скале у входа в пещеру Гнипа (Гнипахеллир, Gnipahellir – что значит «нависающая пещера»), этот четырехглазый (*) окровавленный пес на пару с великаном Храесвельгром* охраняет вход в царство мертвых – царство богини Хель (Хельхем): У пса была грудь кровью покрыта, на отца колдовства долго он лаял… "Сны Бальдра", ст. 3 (532, c. 175)
Итак, привычное место пребывания скандинавского Гарма, как и у древнегреческого Кербера, — вход в тамошнюю Преисподнюю. Есть мнение, что Кребер и Гарм не только коллеги, но и тески через праиндоевропейский корень *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r). Однако в отличие от того же Кербера, Гарм посещает и мир людей. Вместе с богиней Хель, когда та выходит на поверхность собирать души умерших, Гарм рыщет по земле в компании стаи существ, похожих на него, но чуть меньшего размера (457). Это один из прообразов Неистового гона или Дикой охоты, широко известных в Северной и Центральной Европе. Отсюда же и восприятие Гарма как одного из воплощений самой смерти, одного из эквивалентов общеизвестной «фигуры с косой» (*).
Помимо работы «адским сторожем», Гарм выполняет и «апокалиптические функции». В этой связи известно, что именно лай Гарма будет одним из сигналов начала Рагнарека — великой битвы, в которой обретут свою смерть германо-скандинавские боги: Гарм лает громко у Гнипахеллира, привязь не выдержи вырвется Жадный. "Прорицание Вельвы", ст. 44 (532, с. 14) _________________ Ничто не случайно...... МЫ РАБОТАЕМ С ВАМИ [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС | |
| | | Risiya Рунолог
Сообщения : 9133 Дата регистрации : 2013-06-09
| Тема: Re: Гарм 12.02.17 6:44 | |
| На самом деле в тексте "Эдды" строчка "Geyr Garmr mjök // fyr Gnipahelli" (Громко воет Гарм // перед пещерой Гниппа) повторяется несколько раз. Считается, что три раза провоет и Гарм. Когда Гарм завоет в первый раз, наступит Фимбульветр (Fimbulvetr) — время, непосредственно предшествующее концу света (это три зимы подряд, когда снег идет со всех сторон; в течение этого времени не будет летних месяцев, а "брат восстанет на брата"). Когда Гарм подаст голос во второй раз, в мир богов вторгнутся великаны Йотуны. Третий вой Гарма возвестит начало нового мира (***).
Однако участие Гарма в этом апокалиптическом действе под названием Рагнарёк не будет сугубо пассивным, вестническим. Есть версия, что именно Гарм станет тем волком, который в конце времен проглотит Солнце: Сидела старуха в Железном Лесу и породила там Фенрира род; Из этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца. Будет он грызть трупы людей, кровью зальет жилище богов; солнце померкнет в летнюю пору, бури взъярятся — довольно ль вам этого? "Прорицание Вельвы", ст. 40-41 (532, с. 14)
Впрочем, это только версия интерпретации того, кто же будет этим "мерзостным троллем". Потому что в иных местах указывается, что на эту роль претендует сын Фенрира по имени Сколль* (см. "Речи Гримнира", ст. 39). Но что известно совершенно точно, так это то, что с наступлением Рагнарёка уже демонический пес Гарм сорвется с привязи и вступит в бой на стороне противников богов-асов. Персональным «оппонентом» Гарма станет бог Тюр*, которого волкопес загрызет насмерть, но и сам не переживет его гибели. В массовой культуре образ Гарма во многом остается в тени античного адского стража Кербера и инфернального волка Фенрира. Однако нельзя сказать, чтобы Гарм был совсем сегодня забыт. Периодически о нем вспоминают авторы фентези, разрабатывающие тему скандинавской мифологии — Перумов, Пелевин, Бушков…
Самым интересным вариантом переосмысления и использования образа скандинавского пса-волка Гарма представлен, видимо, в серии романов как раз-таки А. Бушкова, посвященных майору Сварогу, оказавшемуся в некоем псевдо-параллельном мире. В этом мире существует не один Гарм, а целый вид гигантских псов-гармов, населяющих таинственную землю Хельстад, полную древних монстров и чудесных кладов: — Гарм, хелльстадский пес, – сказал человек с арбалетом. – Мечта многих. Зверь, обладающий властью над пространством. Всю жизнь будет верен тому, кто окажется рядом, когда щенок впервые откроет глаза. Но чтобы оказаться первым, кого увидел щенок, нужно сначала разделаться с мамашей. А это задача не из легких, даже учитывая, что на время кормления щенка она многие свои качества теряет… Как вам удалось? Бушков А. "Рыцарь из ниоткуда" (556) _________________ Ничто не случайно...... МЫ РАБОТАЕМ С ВАМИ [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС | |
| | | Risiya Рунолог
Сообщения : 9133 Дата регистрации : 2013-06-09
| Тема: Re: Гарм 12.02.17 6:45 | |
| Огромные псы, в холке достигающие плеча взрослого человека, обладают способностью мгновенно перемещаться на любые расстояния, невзирая на наличие каких-либо преград. Вероятно, обладающие некими зачатками мысленной связи, гармы не являются стайными животными. По своим повадкам они оказываются гораздо ближе тиграм и медведям, ревностно охраняющим свои территории.
При переходе от литературы к играм мельзя не вспомнить и марвеловского Гарма из комиксов, образ которого изначально базировался на древнескандинавской мифологии, но с течением времени претерпел ряд изменений. Скажем, трансформация красно-бурой шкуры в иссиня черную. А так Гарм в комиксах от Marvel — не пес, а волк. Он сам лично предан богине Хель, потому к скале его никто не привязывает — у него совсем иные цели и задачи, с которыми справляться позволяют сверхспособности. Гарма отличают много раз превышающие чувства восприятия обычного волка слух, обоняние; прочнейшие когти и клыки; практически бесконечная жизнь, способность предвидения будущего, высокий интеллект, способность говорить, огромная физическая сила, повышенная скорость и ловкость, владение магическими силами. Вот только в отличие от своих тамошних волчьих родственников, Гарм не обладает способностью превращаться в человека (****).
Не забывают о нем и игроделы, время от времени отводя Гарму роль одного из "боссов" (Too Human, Mass Effect 2, Royal Quest, Ragnarok Online и т.д. (**)). Хотя, как представляется, недооценен этот образ игровыми мастерами, совсем недооценен. Не дотягивают фигуры игровых Гармов до уровня своего мифологического прототипа. Значит, есть куда расти! _________________ Ничто не случайно...... МЫ РАБОТАЕМ С ВАМИ [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС | |
| | | | Гарм | |
|
| Права доступа к этому форуму: | Вы не можете отвечать на сообщения
| |
| |
| |