СХОДСТВО ЦИВИЛИЗАЦИЙ.
ЛЮДИ И МУРАВЬИ.
Наиболее интересная сторона жизни муравьиного сообщества остается в тени. Я говорю о коллективном разуме и устройстве муравьиного социума. О муравьях в сравнении с людьми заговорили ещё в 18 веке, но эта тема так и не была разработана.
Муравьи вызывают особый интерес по двум причинам. Они уникальны для остального живого мира. И они похожи на людей, если брать в большом масштабе, а не рассматривать отдельные особи. В прошлом допускали большую ошибку, говоря о муравьях как о разумных существах. Их уникальность и сходство с людьми порождало иллюзии.
Любая крыса или мышь в сто, а то и в тысячу раз умнее муравья. Об этом свидетельствует не только количество нервных клеток мозга, но и наблюдаемое поведение.
И тем не менее у муравьев есть цивилизация, а у крыс нет. Муравьи не "умнее", а "глупее" других животных. И тем не менее, они достигли такого прогресса, которого не могли достигнуть другие. Значит дело вовсе не в разуме. Может быть напротив, высокая степень разумности мешает сложению цивилизации, а не помогает? Факты подтверждают эту догадку. Вот вам уже ценный вывод, который никогда не сделать при изучении генезиса человеческой цивилизации (хотя полученное правило справедливо и для людей). цивилизация муравьев имеет ряд существенных различий с человеческой.
Многие животные образуют крупные скопления. Однако гнездовья птиц и огромные стада травоядных не обладают цельной структурой, проще говоря бесформенны. Поселения муравьев - это города в полном смысле слова.
Множество муравьев (или термитов) живет в муравейнике - искусственном сооружении, которое изолирует сообщество от природной среды. Внутри имеется вентиляция, склады, погребальная камера и т.д. Функциональное деление помещений муравейника очевидно. Это не просто дом, не просто жилище. Это сложно устроенный город.
Сходство с человеческим городом и в том, что индивид для муравейника ничего не значит, он заменяем (исключая матку). Скопление особей существует за счет эксплуатации окружающего пространства. Муравьи осваивают лес вокруг муравейника, создают дочерние муравейники, прокладывают дорожки. Вокруг термитника можно заметить сравнительно большое безжизненное пространство. Да и сами муравейники и, особенно, термитники представляют удивительное архитектурное сооружение. Величина термитника сопоставима уже с ростом человека (они порой достигают высоты 8 метров, не считая подземной части), а не термита. Настоящие "небоскребы".
У муравьев обнаруживается "земледелие" - выращивание грибов на подземных плантациях, "скотоводство" - разведение тлей. Даже война не чужда муравьям. Перечислять удивительные способности муравьев и термитов можно долго. Как и почему они этого достигли? Никаким культурным развитием или прогрессом разума этого не объяснить. Здесь мы имеем дело с коллективным разумом - квазиразумом сложной социальной структуры, которая стихийно зарождается, а потом развивается по определенным закономерностям.
Для нас изучение муравьиной цивилизации с этой стороны представляет огромную ценность. Муравьиная цивилизация обладает такими же признаками, как и человеческая - устойчивостью, стремлением к экспансии, безжалостностью по отношению к другим живым существам.
Может быть, главная отличительная черта муравьиной цивилизации - полное подавление индивидуальности, индивидуального поведения. Если вам кажется, что это от примитивности муравьев, то вы ошибаетесь. У других насекомых поведение индивидуально. То, что мы наблюдаем у муравьев и термитов - результат социальной эволюции, повлиявшей на биологические свойства.
Об этом свидетельствуют исследования В.Е. Кипяткова. Подавление индивидуальности мы наблюдаем и при развитии человеческой цивилизации. Однако степень этой индивидуальности неизмеримо выше, поэтому её утрата не окончательна, полное подавление личного начала оказывается невозможным без перестройки организма и биологического (биохимического) контроля. Таким образом, подавление индивидуальности равным образом указывает на сходства двух типов цивилизаций, и на их различие.
Цивилизация - не объединение индивидов, как сообщества, а структура из индивидов. Особь не имеет значения для цивилизации, пока не превращена в функционально полезную единицу, часть общей структуры.
Цивилизация - машина, особь - винтик этой машины, один из многих и легкозаменимый. Теряется не только достоинство личного начала, но и вообще ценность жизни. Как гибель одной икринки ничего не значит, так же обесценивается и жизнь одной особи для цивилизации. Живое становится материалом для неживой структуры, и задачи этой мегаструктуры не имеют ничего общего с интересами живых особей.
Выявляется и ещё одна черта цивилизации. Цивилизация не состоит только из живых существ, второй её частью является круг артефактов, начиная с архитектуры. Муравейник такая же часть цивилизации, как и муравьи.
Мы, люди, хорошо знаем, что это значит: жители вымирают, а здания и вещи остаются.
Не может не удивлять сходство построек муравьев и термитов с постройками людей. Это прежде всего форма пирамиды и башнеобразная форма. Кроме того, муравьи истачивают ходами землю и деревья, что очень похоже на древние пещерные обиталища людей. Но сосредоточимся на пирамидах.
Учёные давно подметили сходство храмовых сооружений разных древних цивилизаций. Почему храмы древних государств Мезоамерики схожи с зиккуратами Вавилона? Форма ступенчатой пирамиды обнаруживается в разных частях света (включая Восток, например Китай), и это не случайное совпадение. Очевидно, эта архитектурная форма оптимальна для крупномасштабных сооружений. Подражание горам? Может быть. Может быть, что и подражание муравьям и термитам. А может быть реализация тех же самых закономерностей.
Цивилизация порождает циклопические постройки определенной формы, ей чужды обособленные жилища нескольких особей. Образ жизни и тип поведения в цивилизации резко отличается от жизни в группе или в уединенности. Люди очень далеко ушли в этом от своих предков - приматов, похожих на шимпанзе, я уж не говорю о несходстве с орангутанами.
Сходство прослеживается и в значимости "городов". Если гибнет муравейник - гибнут все муравьи, а не часть. Степень зависимости особи от целого чрезвычайно велика. На муравьев похожи современные горожане, которые зависят от поставок в квартиру тепла, света (электричества), воды, от поставок пищи в город. Распад системы города будет обозначать его полное опустошение.
В прошлом люди были автономны или полу-автономны, теперь они почти полностью уподобились муравьям. Это создает опасность неприспособленности к среде. Гибель городов приведет к массовому вымиранию людей.
Это хорошо изображено в литературной форме Э. Форстером в повести "Машина останавливается".
Коллективизм в человеческом "обществе" растет. Но растет и индивидуализм. На самом деле это и есть изнанка коллективизма! Чем теснее взаимосвязь людей, чем она механичнее, тем сильнее люди чувствуют отчуждение друг от друга, тем сильнее их одиночество. Коммунистический проект предполагал ещё большее уподобление людей муравьям, снятие даже тех немногих перегородок, которые изолировали индивида и позволяли ему в какой-то степени справляться со стрессом раздвоенности природного начала и образа жизни.
Дома-коммуны - это идеальный человеко-муравейник. Коммунальные квартиры - явление того же порядка. Лишение человека индивидуального пространства - признак высшей степени цивилизации, её логическое завершение.
Даже и не считая советский "коммунизм", современный человек почти лишен личного пространства - подумайте о работе, о передвижении в городе и т.д. Почти всё пространство - "общественное", и даже наше жилище нам не принадлежит, так как построено на государственной земле.
Мы можем наблюдать рост "города" муравьев, можем наблюдать коллапс. Перед нами предстают процессы, которые мы не можем наблюдать у человека, довольствуясь историческими теориями.
Анализ сходства двух типов цивилизаций может многому нас научить. Но начинать нужно с главного, и этот вывод мы должны сделать сразу: цивилизация не создается разумными живыми существами намеренно и не служит их интересам.
( Из сети)